Меню
Друзья сайта
Экологическое воспитание дошкольников. Дорофеева Л. П.
- Подробности
- Категория: Публикации
- Опубликовано 03.08.2012 08:59
- Автор: Администратор
- Просмотров: 1818
Любить природу сердцем.
Не всегда сумеют защититься!
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни,
(Д.Родович)
Человек и природа - одно целое. Природа щедра, но, черпая из её кладовой, нельзя выбрать до донышка. Она всё настойчивее требует бережного и внимательного к себе отношения. Поэтому, начиная с младшего дошкольного возраста необходимо формировать у дошкольников основы экологического воспитания. Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Об этом говорят все великие педагоги мира. В.А.Сухомлинский предлагал вводить ребёнка в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём что-то новое для себя, рос исследователем, а каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Цель экологического воспитания - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольники восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку дерева, раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же научить их беречь и охранять природу, всё живое, что нас окружает? Уже в младшем дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, миром растений, а также в его поведении на природе. Благодаря этому появляется возможность формирования у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, активности в решении некоторых экологических проблем. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Этому способствуют и многие художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображены злыми, нехорошими. Они хотят съесть «хороших» зайцев, поросят и т. д. Как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить в лесу одни, без злых хищников. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь - плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес - это лес без волков. С точки зрения экологии, в природе нет «плохих и хороших», вредных и полезных. Каждое животное, растение выполняет свою работу, играет свою роль в природе. Нужны одинаково все - и волки, и зайцы. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания - выработка одинаково бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся они нам или нет. Задача взрослых – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия. Для формирования у детей гуманного отношения к природе необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы взрослых, расцветший цветок, выздоровевший щенок...) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Задача педагогов и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
Автор: Л.Дорофеева, воспитатель МБДОУ «Детский сад№1 «Золотой ключик».