Меню
Друзья сайта
"Выступление учителя-логопеда Остроуховой Н.В. на родительском собрании"
- Подробности
- Категория: Методические рекомендации
- Опубликовано 26.04.2013 06:23
- Автор: Администратор
- Просмотров: 7196
Теперь хотелось бы рассказать о том, насколько правильной должна быть речь ребенка. Потому что правильная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации. Так какими же знаниями должен владеть первоклассник? Ваш ребенок должен хорошо оперировать в речи такими обобщающими понятиями, как домашние и дикие животные, ягоды, головные уборы, насекомые, профессии. Например, при показе вот такой картинки ребенок должен назвать, что это профессии. Некоторые дети говорят, что это работа . Дети должны знать детенышей животных. Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи – «свинята», овцы – «овчата», лисы – «лисенки», курицы – «птенчики». Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит мальчик?», ребенок скажет: «Мальчик сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет мальчик?» в основном ответы детей: «Мальчик вылезет из стула». «Разве мальчик сидит внутри стула?» Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Мальчик вылезет из-под стула». Еще одним из важнейших моментом считается, что к началу обучения в школе у ребенка должны быть поставлены все звуки речи. Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только – только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась. При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит. Если в речи он меняет звук Ш на С, то может написать «СУБА» вместо «ШУБА». Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие – звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа. У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) – в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет. Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ». Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость. Папа или мама (а известны случаи и бабушка или дедушка) делали много «глупых» ошибок, когда учились в начальной школе. Но на это особого внимания никто не обратил, помощь не была вовремя оказана, и, перебиваясь с 3 на 4, а иногда получая и 2, они переходили из класса в класс, закончили школу и создали семью. Своим детям они передали не само нарушение письма, а недостаточность сформиролванности отдельных мозговых структур. В совокупности с другими неблагоприятными факторами: слабо развитой произвольностью; низким уровнем развития речи, памяти, внимания; психологическими проблемами и т.д. – и получилось в результате то нарушение письменной речи, которое диагностировали у ребенка. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней. Причиной нарушений письма и чтения может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственные и временные представления. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Таких детей часто называют «мямлями». Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме. К нарушениям письменной речи может привести низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Даже если ваш ребенок умеет читать, писать и считать, это не значит, что он готов сесть за парту. Природа не изменила законы, по которым развивается человек, но общество пытается вмешаться в эти процессы. Сейчас не редкость, когда «умные» мамы обучают ребенка грамоте с 2 – 3 лет и пытаются записать в школу своих чад, не достигших даже 6 лет. И иногда им это удается. Ничего хорошего их этого не получается. У ребенка неизбежно появляются какие-то проблемы. Первичными причинами, вызывающими недостатки, которые, в свою очередь, приводят к нарушениям письменной речи, могут быть осложненные беременности, родовые травмы, различные заболевания первого года жизни. Если у вашего ребенка были какие-то сложности с появлением на свет, будьте внимательны ко всем проявлениям неблагополучия в его развитии. Но бывает и так, что все было нормально, но, когда ребенок пошел в школу, начались проблемы. Поэтому любые проявления трудностей в обучении в начальной школе нельзя оставлять без
внимания и надеяться, что со временем все само собой пройдет.
Памятка для родителей.
Ребенок 1 класса должен владеть следующими понятиями: 1. Знать обобщающие слова по темам: овощи, фрукты, посуда, обувь, строительные инструменты, музыкальные инструменты, домашние и дикие животные, птицы, рыбы, ягоды, цветы, продукты питания, одежда, головные уборы, мебель, транспорт, электроприборы, школьные принадлежности, насекомые, профессии. 2. Знать детенышей животных. Можно поиграть в игру «Мама-папа-детеныш». Например: Собака-пёс- щенок. 3. Уметь правильно употреблять в речи предлоги: в, из, на, со(с), за, из-за, у(около), под, из-под, над, под, между(среди). 4. Уметь строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа или сказки.
Новые материалы:
- План работы методического совета на 2024 - 2025 учебный год. - 04/09/2024 09:19
- «Федеральная рабочая программа воспитания - обязательный компонент Федеральной образовательной программы. Особенности реализации программы воспитания в ДОУ» - 08/09/2023 09:04
- План работы методического совета МБДОУ на 2022 - 2023 учебный год. - 08/09/2022 08:10
- Деловая игра - 12/02/2015 08:55